На прошлой неделе были сняты последние препоны перед вступлением России во Всемирную торговую организацию — ВТО. Свершилось! То, о чем так долго говорили и спорили экономисты, стало реальностью. Остались формальности: если рабочая группа одобрит документы о присоединении России, то они будут рассмотрены на министерской конференции 153 членов ВТО, запланированной на 15-17 декабря. Правда, затем наша страна должна будет до 15 июня 2012 года ратифицировать пакет документов, необходимых для вступления. И только спустя 30 дней после оповещения ВТО о ратификации документов Россия станет полноправным членом этой организации.
В общем, времени у нас еще полгода, но уже сейчас ясно, что другого пути не будет. Мы неуклонно движемся навстречу своему будущему... если не сказать — катимся.
Всемирная торговая организация (от англ. World Trade Organization) — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. Сейчас в ВТО входят 153 страны, на долю которых приходится около 97 % мирового торгового оборота. Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария. Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла еще в XIX веке и получила развитие во время глобального экономического кризиса 30-х годов ХХ века. В 1944 году были основаны Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), а в качестве международной торговой организации первоначально фигурировало Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), вступившее в силу 1 января 1948 года и просуществовавшее до 1995 года, т. е. до создания ВТО. Благодаря ГАТТ размер средней таможенной пошлины в странах-участницах снизился с 40 % на момент подписания соглашения в 40-х годах до 4 % в 90-х. Впоследствии страны-участницы ВТО приняли Генеральное соглашение GATS о взаимном регулировании торговли услугами (на начало XXI века их доля в мировой торговле достигла около 20 %), а также Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Основная задача ВТО — установление общих принципов международной торговли: равных прав, взаимности и прозрачности. Предполагается, что все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ), и преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически должны распространяться на всех остальных членов организации. Должны быть взаимными все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений. Наконец, члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО. Правила организации предусматривают ряд льгот для развивающихся стран, в том числе обеспечивают им более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми странами. Однако размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах выше, и это сильно ограничивает доступ на их рынки определенных видов продукции из развивающихся стран.
СССР отказался стать участником МВФ и МБРР. Напротив, Россия, взяв курс на большую международную интеграцию, уже в 1992 году стала членом Всемирного банка (куда входит МБРР) и вскоре получила по его линии кредиты на сумму свыше 13 млрд долларов для структурных преобразований экономики.
Стать членом ГАТТ наша страна пыталась еще на «этапе» Советского Союза, но «усилиями» США смогла получить статус наблюдателя только в 1990-м году. В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ, а в 1995 году сразу после образования ВТО начала переговоры о вступлении в эту организацию. Однако этому вновь начали препятствовать США, а с ними Китай и ряд стран Евросоюза. Разногласия с Евросоюзом удалось снять после поддержки Россией Киотского протокола (глобального соглашения об охране окружающей среды, принятого в 1997 году). Разногласия с США касались вопросов финансовых рынков, защиты прав интеллектуальной собственности и поставок в Россию сельхозпродукции. Их урегулирование затянулось почти на 10 лет. Впрочем, и это был еще не «конец». Разразившийся в 2008-м году мировой финансовый кризис заставил многие страны задуматься не о либерализации торговли, а, наоборот, о жесткой защите своих национальных экономических интересов. Кроме того, России пришлось урегулировать экспортные пошлины на лес, а также по требованию Грузии легализовать два нелегальных (по мнению руководства этой страны) пограничных КПП в конфликтных зонах. Наконец, в ноябре 2011 года эта проблема была разрешена.
Большинство политиков единодушно утверждает, что Россия от вступления в ВТО только выиграет. Еще бы — это же повышение международного престижа страны, интеграция в мировую торговую систему! «Если в ближайшее время состоится вступление России в ВТО, то это будет самое важное дипломатическое событие для всей нашей страны за последние 50 лет», — заявил глава Сбербанка, в прошлом министр экономического развития Герман Греф. Он считает, что вступление России в ВТО сделает отечественный рынок станет более привлекательным для иностранных инвесторов. И приводит в пример Китай, вступление которого в ВТО вызвало значительный рост вложений зарубежных компаний в экономику этой страны. Также сторонники приема России в ВТО уверены, что это повысит правовую защищенность российских и иностранных инвесторов и позволит избежать их дискриминации.
Опасность для экономики? А о какой опасности идет речь? В первый год членства России в ВТО внешнеторговые пошлины снижаться не будут. Это произойдет в специальные переходные периоды продолжительностью от 1 года до 7 лет (для разных групп товаров). Так, через 7 лет пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1 % до 8,2 %. Таможенные пошлины на потребительские товары, массово производимые в России, практически не изменятся (за исключением автомобилей и обуви). При этом будут отменены пошлины на компьютеры, элементную базу, а также снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование. Сельское хозяйство также, вроде как, должно выиграть. Сегодня помощь государства, оказываемая сельхозпроизводителям, не превышает 3,5 млрд долл. в год, а после вступления в ВТО она будет повышена до предельных 9 млрд долл. (правда, объем этой помощи пока не утвержден).
И все же критических голосов в «адрес» приема России в ВТО не только не мало — их едва ли не больше, чем приветствующих. Дотошные эксперты подсчитали, что российские предприятия «выиграют» от присоединения России к ВТО порядка 23 млрд долларов в год, но при этом потеряют часть своего рынка на сумму 90 млрд долларов. Пошлины на ввоз сельхозпродуктов (молочные продукты, зерновые, семена подсолнечника и масла) упадут на 2-5 %, а пошлины на сахар — до 223 долларов за тонну (сейчас 243 доллара). Для ряда продуктов будут введены квоты, и в пределах квоты пошлина, например, на говядину составит 15 %, а сверх квоты — 55 % (для свинины, соответственно, 0 и 65 %, для мяса птицы 25 и 80 %).
В общем, похоже, все действительно идет к тому, что тростниковый сахар окажется нам «полезнее» свекольного, вместо родного парного молока будем пить разведенное голландское сухое, а вместо мяса костромских и холмогорских буренок — жевать перемороженную бразильскую буйволятину, которая с учетом пошлин и доставки все равно достанется оптовикам дешевле российской (прикинем объем зеленой биомассы, бесплатно предлагаемой тропической сельвой в сравнении с российскими полями, а также средства на зимнестойловое содержание скота в средних и северных широтах).
Скептики также полагают, что форсированное вступление России в ВТО очень выгодно нефтедобывающим отечественным компаниям. Это даст им возможность продавать нефтепродукты в страны — члены ВТО, уплачивая более низкие импортные пошлины. Другие «отрицалы» добавляют к этому, что в нашей стране цены на моторное топливо взлетят до европейских, а то и еще выше.
Долгожданная отмена пошлин на ввоз иномарок будет вовсе не отменой, а весьма относительным (читаем — медленным) снижением: сначала до 25 %, потом до 15 %... в течение нескольких лет. Так что дешевых иномарок нам и завтра днем с огнем не видать, а работники АвтоВАЗа могут спать спокойно и по-прежнему выпускать «Жигули».
Касательно промышленности вообще — производители «малой» и «средней руки», попросту закроются, не выдержав конкуренции с гораздо более эффективными западными компаниями, в большинстве своем крупными, имеющими возможность «опускать» цены. Фактически пострадают все отрасли глубокой переработки. Отсюда — дальнейший рост безработицы. К тому же укрепится репутация России как сырьевого придатка промышленно развитых стран. Привнесет ли иностранный капитал в Россию новые рабочие места и технологии? Слабо верится в это. Для чего здесь что-то развивать? Создаваемые на нашем рынке продукты фактически будут подрывать экономику тех стран, куда их будут экспортировать. Да и слишком много потребуется вложить в восстановление (фактически!) предприятий и повышение технологического уровня, неизменного с середины 80-х. И непонятно, что именно на них производить. Какие-такие товары мы можем придумать, чтобы они могли бы вызвать интерес в развитых странах, удивить мир?
В плане ускорения НТП можно рассчитывать только на проект «Сколково». Но надежда на него слабая: нужны специалисты, «умы», а они большей частью уехали... Наука давно загублена, исконно «советская» космонавтика тоже. За два прошедших года были потеряны несколько спутников, часть ракет-носителей так и не достигла орбиты.
Не совсем ясно, что произойдет с предприятиями «отверточной сборки». По логике они должны быть закрыты... но они продолжают открываться. Неужели западные инвесторы настолько недальновидны? Или, наоборот, знают что-то такое, чего не знаем мы? Свобода торговли? Да, фактически теперь Россию «завалят» потоки дешевых товаров. Но истинно качественных и надежных западных изделий будет довольно мало в общем объеме, львиную долю которого составит... конечно же, китайский «ширпотреб» (именно это переживает сейчас Украина). По мнению острословов, мы открываем свой рынок для торговли, не имея, чем на нем торговать!
Вступление в ВТО вызовет повышение конкурентоспособности российских товаров? Но отчего же эта конкурентоспособность не росла, когда ей были созданы «тепличные» условия в виде заградительных пошлин? И откуда теперь возьмутся финансы на ее повышение, если Запад («устами» ВТО) требует прекращения поддержки убыточных отраслей экономики?
Слаб расчет и на то, что Россия поднимет свой голос в ВТО — в защиту выгодных для себя положений или против невыгодных. Здесь главенствуют транснациональные корпорации — и, правдами ли, неправдами, но всё решается в угоду им. С поспешностью вступления нашей страны в эту международную организацию согласны даже именитые зарубежные эксперты. Они честно называют ВТО «нечестной игрой» и заявляют, что у России немного шансов выиграть у «отпетых шулеров». Существует мнение, что, повторись сейчас финансовый кризис образца 2008-го года, Россия тяжелее переживет его, будучи «связанной» по рукам и ногам обязательствами перед ВТО.
А «ловушка» на самом деле кроется в любимом российском слове — ХАЛЯВА. С перестройки, со «Сказа про Федота-стрельца...», да что там — со сказки про Емелю на печи привыкли мы ждать: вот свалится на нас нечто, и заживем, наконец, как люди. Либо щука золотая попадется в сети, либо заокеанские доброхоты привезут гуманитарную помощь и кредиты МВФ. Мы с радостью всё проедим, окажемся в ситуации очередного кризиса, дефолта или еще чего-то подобного — и вновь пойдем к морю звать золотую рыбу. И так — раз в десять лет примерно...
И — противоположный пример из истории «проклятого капитализма». В XVII веке Англия, «производившая» миллионы овец и квадратных ярдов сукна, оказалась, тем не менее, завалена сукном голландским, гораздо более приятным на ощупь. Местный продукт оказался невостребованным, цены на него упали, овцы пошли на шашлыки, фермеры, доев их, начали разоряться. Что сделало правительство? Нет, оно не бросило граждан (заметим — даже беднейших) на произвол судьбы, но и не стало осыпать их милостями в виде золотых гиней. Оно просто ЗАКРЫЛО ГРАНИЦЫ для ввоза иностранного сукна на 10 лет. Через 10 лет английское сукно стало лучшим в мире.
С начала перестройки, попыток интеграции России в мировую экономику и вхождения в МВФ прошло уже почти 20 лет. За это время были получены и потрачены огромные кредиты (их размеры см. выше) — к сожалению, потрачены как кредиты ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ, а не какие-то иные. Прилавки магазинов заполнились продуктами и одеждой, полезли вверх новостройки, квартиры набились современной бытовой и электронной техникой, стоянки вокруг домов и улицы покрылись автомобилями, пригороды мегаполисов «заросли» дачами и коттеджами. Интересно, а задумался ли кто-нибудь о том, что деньги должны были быть потрачены НЕ ТАК, что они должны были начать РАБОТАТЬ, порождая продукты, товары, добавленную стоимость и прибыль? Наша страна должна была на эти деньги САМА стать капиталистом — трезвым, расчетливым, эффективным. Стала? Нет. В новых строениях появились новые производства? Практически нет. Выращенные на дачных сотках «золотые» помидоры и огурцы добавили хотя бы долю процента к производимой в стране сельхозпродукции? Тоже нет. Массовые автомобили оказались крайне непрактичными в плане перевозки хотя бы чего-то, память мощных высокопроизводительных компьютеров забилась эффектными «стрелялками», а жидкокристаллическое, плазменное и спутниковое телевидение вместо повышения образовательного и культурного уровня зрителей опустило его ниже плинтуса.
И вот со всем этим мы вступаем в ВТО — здрассьте. «А делать-то вы что можете?» — «Можем копать (читаем — добывать нефть)». — «Это хорошо. А еще?» — «Можем не копать». — «А-а, так это еще лучше!»
Источник: http://www.gruzovik.ru/ru/magazine/edit ... fault.aspx